АрхангельскВт, 23 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Потребность в психологической помощи будет только возрастать

Мы взяли интервью у Татьяны Соколовой, директора ГБУ АО «Центр «Надежда», где проходил круглый стол 29 января 2021 года.

#Интервью
Потребность в психологической помощи будет только возрастать
#Интервью
Мы взяли интервью у Татьяны Соколовой, директора ГБУ АО «Центр «Надежда», где проходил круглый стол 29 января 2021 года.

8 февраля – ИА SM.News. Круглый стол по теме «Профилактика и вовлечения несовершеннолетних в сообщества экстремистской и другой деструктивной направленности» прошёл в ГБУ АО «Центр «Надежда». Директор центра рассказала о круглом столе и актуальных на сегодня проблемах несовершеннолетних.

Корреспондент:

— Расскажите, пожалуйста, про мероприятие, которое недавно у вас прошло, и его основные темы.

Татьяна Соколова:

— Проведение круглого стола было продиктовано опытом работы нашего учреждения, поскольку мы работаем с различными целевыми группами детей, в том числе с детьми, находящимися в кризисной ситуации. Чаще всего это дети, у который есть суицидальные тенденции в поведении. Естественно, работая с детьми, мы стараемся выявлять причины, факторы, которые способствовали и провоцировали суицидальное поведение.

Наш опыт показывает, что некоторые дети, ранее участвовавшие в суицидальных квестах, подвержены ведению, так называемых, групп смерти, до сих пор остаются недостаточно эмоционально стабильными. В течение нескольких лет такие клиенты по-прежнему остаются в поле зрения педагогов-психологов. Безусловно, свою роль в таких случаях играет среда, школа, много чего другого.

Мы можем абсолютно точно заявить о том, что любое суицидальное поведение ребёнка предполагает очень долгий процесс работы с ним для того, чтобы уберечь его от этого рокового шага.

При этом в работу включены не только специалисты сферы образования, но и сферы здравоохранения, социальной защиты населения, а порой и сотрудники полиции. Очень много ресурсов специалистов используется для сохранения жизни конкретному ребёнку, где главный мотив — не позволить ему так легковесно отнестись к себе, своей жизни, своей судьбе. Эти практические наблюдения были поводом для проведения круглого стола.

Следующий момент – события, которые все сейчас переживаем – массовые акции, те, которые нам известны в Архангельске и во всей стране. Это готовность некоторых взрослых вместе с детьми выходить на улицы и вовлекать их в события, в которых дети совершенно не в состоянии разбираться. Мы понимаем, пока ситуация не зашла слишком далеко, надо принимать реальные меры на уровне законодательства, а также научить специалистов, работающих с детьми, как реагировать на подобные вызовы. Ведь современные педагоги тоже никогда не сталкивались с подобным проявлением у детей. Что при этом думают дети, какие эмоции испытывают? С подростками действительно очень не просто, поскольку у них нет жизненного опыта, и порой они готовы на любые необдуманные поступки. Взаимодействие с такими детьми, которые ещё не понимают происходящего – большая трудность для педагогов. Возможно, педагоги, которые работают давно, могут находить какие-то взвешенные решения, быть убедительными. А те, кто помоложе, у кого нет опыта проживания таких кризисных событий в обществе, далеко не всегда могут найти нужный подход к ребёнку, поговорить так, чтобы он отказался от похода на очень сомнительные мероприятия.

Нам было важно услышать мнение участников круглого стола об уличных событиях, в которых участвовали несовершеннолетние. Во 2 квартале 2021 года мы планируем проведение еще одного круглого стола, но там будут только представители органов системы профилактики: педагоги; работники детских социозащитных учреждений. Также мы пригласим туда представителей от здравоохранения, потому что возможно они были как-то вовлечены в процесс оказания медицинской помощи, или же наоборот развенчать мифы, которые имеют место в средствах массовой информации.

Этот круглый стол позволит повысить компетенцию специалистов в вопросах взаимодействия с детьми, у которых есть какие-то смелые, необдуманные идеи и мысли. Конечно, мы понимаем, что не всё так просто. Возможно, это мероприятие будет стартом серии других семинаров, потому что в тему нужно погрузить большинство педагогов и работников социальной сферы, обучить грамотному взаимодействию с детьми, готовыми подхватывать провокационные идеи и настроения.

Корреспондент:

— То есть тот круглый стол, который прошёл, был отправной точкой, чтобы прояснить ситуацию, которая сейчас происходит в мире, что происходит с детьми, ведь они всё больше вовлекаются в подобные ситуации?

Татьяна Соколова:

— Да. Мы были озабочены темой воздействия негативной информации на детей в Интернете и социальных сетей еще в докоронавирусный период. К нам в Архангельск с концертами приезжали группы реп-ориентированного музыкального направления. Они позволяли себе просто запредельные тексты, с точки зрения морали и детского восприятия. Возрастной ценз был абсолютно занижен на эти мероприятия. Туда приходили дети, для которых такая информация – руководство к действию. В моём понимании — это представители молодежной субкультуры, но мероприятия проводились как некие культурные. Всё то, что звучало, на концертах в сочетании с достаточно деструктивным музыкальным фоном – очень хорошо ложится на молодёжь, которой и думать не надо — руководство к действию в тексах песен! Мы, взрослые, должны понимать, что достаточно большое количество детей растут и развиваются негармонично. Дети из этой категории вообще испытывают большую сложность при анализе и синтезе информации, которую они получают. Для них такое мероприятие – прямой посыл для поведения в дальнейшем.

Мне было очень некомфортно, когда я прослушивала фрагменты этих концертов: в текстах запредельные словосочетания, откровенно нецензурные выражения. Всё в этих текстах – безапелляционно. Думать вообще не надо, бери и действуй! При этом не требуется никакого внутреннего напряжения, никакого сомнения. Все просто!

В арсенале исполнителей есть песни, которые призывают к использованию оружия, расстрелам людей, к разнузданному поведению. Если в детском возрасте такое увидишь и узнаешь, то в дальнейшей жизни это пойдёт определённым фоном для поступков.

Корреспондент:

— С родителями таких детей никакая работа не проводится? Мне кажется, большинство родителей не понимает, насколько это серьёзно. Особенно про тексты песен, они считают, что ничего страшного, что услышал ребёнок.

Татьяна Соколова:

— Мы можем рассуждать на конкретном примере одного из наших отделений. Это группа дневного пребывания, проходящая программу психолого-педагогической поддержки и коррекции.

В рамках программы проходят совместные мероприятия детей и родителей. Мы приглашаем родителей в походы, стараемся выходить совместно, как минимум раз, а то и два раза в месяц.

Нам важно увидеть и понаблюдать, как взаимодействуют родители с детьми, на что они обращают внимание. Это важно для дальнейшего диалога. В таких выездах можно обсуждать сложные вопросы, научиться лучше понимать друг друга, подружиться. Но практика совместных выходов показывает, что не все родители готовы включиться в мероприятия.

В учреждении есть еще отделение, специалисты которого выезжают на профилактические мероприятия с детьми в образовательные организации, а также проводят родительские собрания. На собраниях мы стараемся объяснить родителям, что музыка и тексты песен, которые слушают дети, далеко не безобидны. Рассказываем взрослым о том, что необходимо быть в курсе той информации, которой увлекаются дети, к чему они проявляют интерес.

С родителями работать сложно. Не у всех есть ресурсы и навыки доброжелательного общения с детьми, иногда слышится депрессивный фон, который сопровождает взрослых в жизни. Если родители не следуют рекомендациям специалистов, то и у детей получить изменения не удается.

Корреспондент:

— Значит нужно проводить больше таких круглых столов, они помогают поднять какие-то вопросы, которые потом можно прорабатывать и дальше развивать помощь?

Татьяна Соколова:

— Конечно. Мы понимаем, что есть люди активные – это, прежде всего, общественники. Если говорить про город Архангельск, то они точно есть в каждом округе, к примеру, в женсоветах. Они готовы дальше продолжать вкладывать свою энергию и знания в молодежь, у них хорошие внутренние стержни. Люди вышли на пенсию, но их опыт работы и жизненный опыт – просто бесценны! Мое мнение — нужно поддерживать таких людей, которые имеют какую-то добрую и полезную инициативу, готовы реализовывать себя в общественных делах!

Сейчас мы видим акценты на индивидуализацию развития. И дети, и взрослые мало общаются. Гаджеты занимают большое количество времени. В связи с коронавирусной инфекцией изоляция людей от общества еще более возросла. Люди накопили социальные страхи.

Корреспондент:

-Психологических проблем у людей сейчас стало больше?

Татьяна Соколова:

-Думаю, да. Позитивной информации в СМИ мало. Проблемы и трудности всегда на слуху. О них пишут, да и по телевизору везде показывают нетерпимость и конфликты. Как в таких условиях поверить в свои силы? Как достичь равновесия и душевного комфорта?

Наше учреждение участвует в проведении социально-психологического тестирования на раннее выявление незаконного потребления психоактивных веществ обучающимися. Тестирование проходит в каждой образовательной организации ежегодно. В Архангельской области мы имеем хорошие показатели охвата тестированием детей. По результатам в школах проводится профилактическая работа. Но, при общении с разработчиком методики тестирования выяснилось, что в московских школах, после выхода из изоляции, регистрируется большое количество самоповреждений у детей, причем начиная со 2 класса. Прогнозируется волна суицидальной активности у детей. Мы, к счастью, пока не столкнулись с таким ранним суицидальным поведением. Но стоит быть внимательнее!

Пытаясь разбираться в происходящем негативном явлении, гипотетически предполагаем, что дети, находясь дома, были сильно вовлечены в эмоциональную жизнь взрослых. А она, жизнь взрослых, к сожалению, содержит множество негативных эмоциональных переживаний. Некоторые родители не формируют благоприятный фон для того, чтоб ребёнок развивался нормально, в среде любви и принятия. Сейчас большинство взрослых с легкостью пытается искать удовольствия в жизни для себя. Всё это обсуждается внутри семьи, дети это видят и слышат, мало того, ещё и вовлекаются в эти процессы.

Когда ребенок ходит в школу, то большую часть дня его внимание занимает учеба, и неблагоприятная ситуация дома, если она есть, не так фатальна. А находясь дома, переключения не происходит. А если это ещё и открытые конфликты, когда родители бесконечно что-то доказывают друг другу… Нахождение в такой обстановке невротизирует детей, формирует психопатологическое развитие.

У педагогов-психологов всегда много работы и постоянно появляются новые вызовы. Я полагаю, что потребность в психологической помощи и коррекционной работе будет только возрастать.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.